Программа раннего развития «Мате:плюс ® »: играем в настоящую математику

Программа раннего развития «Мате:плюс ® »: играем в настоящую математику

Играя в «числовые битвы» с друзьями или сосредоточенно создавая узоры в одиночестве,
дети проживают математическое содержание эмоционально и в результате принимают его
самым естественным образом. Они экспериментируют с основными геометрическими
формами, симметрией, исследуют математические закономерности, посредством игр
осваивают числовой ряд, получают первые представления о вероятности.
В последние годы заметно возросло внимание родителей и педагогов к развитию детей
дошкольного возраста. В частности, оно обращено на область раннего математического
развития.
Основы математического мышления закладываются уже в первые годы жизни ребенка
в конкретных практических ситуациях. Обладая природным любопытством, маленький
исследователь развивает свои математические способности, знакомится с окружающими
предметами — изучает их форму, размер, вес. Постепенно формируется восприятие времени и
пространства, ребенка начинают интересовать закономерности и структуры, он получает
первоначальные представления о счете и числах.
Важная и непростая задача, стоящая уже на самом раннем этапе обучения, — создание
образовательной среды, которая обеспечит комфортное и продуктивное взаимодействие
педагога и детей.

     
Программа раннего развития «Мате:плюс ® » предлагает оригинальный игровой подход
к знакомству с реальной математикой. Математика рассматривается как наука интересных и
полезных шаблонов, примеров и структур, которые могут активно или интерактивно
применяться через игровую вопросно-ответную деятельность.
Учебная среда программы раннего развития «Мате:плюс ® » представлена
математическими играми и шаблонами для изготовления математических моделей. И те и
другие базируются на строгих математических принципах. В результате игровой и
конструкторской деятельности манипуляции и процесс размышления повторяются в
различных вариациях. Дети получают непрерывную обратную связь во время своих
экспериментов, таким образом они способны всякий раз вносить улучшения в свою работу.
Использование математических моделей на раннем этапе развития создает надежную основу
для дальнейшего последовательного и качественного освоения математики.
Программа «Мате:плюс ® » основывается на мотивационной притягательной силе
математики. Исследование взаимоотношений между числами или геометрическими формами,
нахождение решений задач, создание моделей по инструкциям, игра по определенным
правилам — все это стимулирует детей к познанию и соответствует их естественным
наклонностям учиться через игру.
Программа раннего развития «Мате:плюс ® » приглашает детей, родителей и педагогов в
увлекательное путешествие, которое поможет по-настоящему понять, полюбить математику,
увидеть ее красоту.
Пять разделов математического содержания
программы раннего развития «Мате:плюс ® »
Пространство и форма
Дети очень рано интуитивно познают трехмерное пространство. В этом пространстве
происходит их двигательное развитие, и они постепенно учатся ориентироваться в нем. При

этом важны как все грани восприятия, так и интеграция его с другими умственными
способностями и моторными навыками. В программе большое внимание уделяется:
• развитию психофизических способностей, включая развитие зрительно-моторной
координации, умения различать фигуру на фоне чего-либо, способности распознавать
одинаковые объекты в соответствии с формой (постоянство формы), определения
положения в пространстве и понимания пространственных отношений;
• развитию пространственного воображения;
• освоению пространственных понятий.
Всевозможные игры с кубиками (создание фигур на плоскости и в трехмерном пространстве),
эксперименты с зеркалом, работа с примитивными логическими заданиями в красочных
тетрадях, а также подвижные игры всесторонне решают основные задачи развития
пространственного восприятия и воображения.
Начальные геометрические сведения — отдельная область математического развития
дошкольника. В играх и экспериментах с использованием материалов «Мате:плюс ® » дети
познакомятся с основными геометрическими формами, их свойствами, получат первые
представления о симметрии и геометрических телах.
Структуры, закономерности, узоры
Создание узоров — важный вид деятельности для дошкольника. Работая с узорами из
повторяющихся комбинаций элементов, он начинает осознавать, что любой узор можно
воспроизвести, если понять принцип его построения. Работа детей со структурами,
закономерностями и узорами служит для развития общих умственных способностей, в
частности умения группировать и упорядочивать.
С материалами «Мате:плюс ® » дети легко научатся продолжать заданные последовательности,
самостоятельно создавать узоры — задавать ритм для узоров, изображать орнамент на бумаге
и выкладывать его из различных геометрических игровых материалов.
Величины и измерения
В обычной жизни числа встречаются детям не только в качестве счетной единицы, но и в
привязке к величинам. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с такими величинами,
как деньги, время, длина и вес. Сравнивая и упорядочивая окружающие предметы, дети
одновременно начинают осваивать соответствующие понятия: больше — меньше, длиннее —
короче, тяжелее — легче, раньше — позже и др.
Материалы «Мате:плюс ® » помогут детям приобрести опыт понимания величин и освоить их в
игре.
Данные, частота, вероятность
Работая с материалами раздела «Данные, частота, вероятность», дети:
• учатся упорядочивать и классифицировать данные;
• получают первые представления о вероятности: «достоверное — невозможное —
вероятное»;
• решают простые комбинаторные задачи.
От самых простых заданий на сортировку предметов (фигурок медведей) дошкольники
перейдут к первым навыкам сбора, упорядочения и классификации данных. Например, нужно
распределить объекты по группам: «Сколько девочек и сколько мальчиков в группе?» Затем
попробуют оценить результаты классификации и выразить их с помощью понятий «больше»,
«меньше», «меньше всего», «больше всего», «столько же».

С помощью фишек, кубиков, волчка и других материалов дети получат первые представления
о вероятности: что произойдет совершенно определенно, что невозможно, что может
произойти, а может и не произойти. Простые комбинаторные задачи также будут решаться в
игре с помощью фигурок медведей, геометрических фигур, фишек и других материалов.
Множества, числа, операции
Числа и арифметические действия считаются непосредственной областью математики.
• Счет. Впервые ребенок обращается к числам во время счета. Различают несколько ступеней
развития навыка счета, что учитывается в материалах и упражнениях программы
«Мате:плюс ® ». В ней предусмотрены задания, благодаря которым дети смогут освоить счет
вперед (на возрастание), обратный счет (на убывание), счет от любого числа и счет шагами.
• Узнавание чисел на письме и на слух, определение количества и изображение числа
цифрами. Уникальный комплекс материалов «Мате:плюс ® » позволит детям научиться
выкладывать и узнавать (без пересчета) количества, познакомит с цифрами и числительными.
В программе также предусмотрены материалы и задания, которые помогут детям научиться
писать цифры.
• Сравнение, структурирование чисел и определение отношений между числами. В
программе предусмотрены материалы и задания на определение большего/меньшего числа,
упорядочение чисел по возрастанию, сравнение количеств разными способами.
• Разложение и объединение чисел. Когда дети научились устанавливать связь между
числом и количеством, им становится ясно, что каждое число может состоять из нескольких
«частей» (понятие состава числа). Материалы «Мате:плюс ® » позволяют наглядно подвести
детей к пониманию сложения и вычитания, удвоения и уменьшения вдвое, освоить состав
числа.

С «Мате:плюс ® » все основные математические понятия дети осваивают в игре.